В первый раз в первый класс (наши первоклашки)
(статья издавалась в журнале "Меню магазин " - октябрь 2006г.)
Татьяна Богатова (журналист) - Первый звонок, бантики-бабочки, глянцевые ранцы – сегодня, спустя месяц, родителям первоклашек кажется, что все это было так давно… Екатерина Бурмистрова – практикующий детский психолог. Она читает лекции для мам и пап, консультирует их, отвечает на многочисленные родительские «почему», а дома отвечает на сотни детских «почему»: она – мама семи маленьких дочек.
Катя, сентябрь пройден. Наверняка родители успели получить уроки?
Да, главная тема сегодня – постсентябрьская: все откуда-то приехали и куда-то пошли – кто в школу, кто в сад. Идет период адаптации, привыкание.
Представим ситуацию: ребенок в одно прекрасное утро заявляет, что в школу больше не пойдет. Как должны вести себя родители?
Почти все идут в школу с радостью. И если ребенок не хочет 1 сентября идти в школу, считайте, что это «клиника»: либо с учителем не повезло, либо с классом, а может, была допущена какая-то глобальная ошибка, поскольку обычно все в школу хотят, первые две недели точно. А через 3–4 недели начинается откат, даже у первоклассников: они поняли, как устроена школа, что там делают, кто там на каких ролях, что делает учитель и все остальные. Появляется первое нежелание идти в школу, первое «не хочу». Начинает рано темнеть, в октябре-ноябре это будет уже ощутимо, и дети с утра не хотят вставать – все родители, которые провожают своих детей, с этим сталкивались. Я советую родителям с детьми говорить. И хочу на эту ситуацию взглянуть через большое увеличительное стекло, потому что проблема серьезная и надо ее решать. Давайте попробуем.
Из чего состоит нежелание идти в школу? Тут у разных детей по-разному. Кто-то просто не хочет получать плохие оценки, а учить все лень – ведь русские люди по сути своей с ленцой, им и тяжело из-за этого. Подход в этом случае можно найти с помощью какого-нибудь бонуса, например давать шоколадку за хорошо сделанную работу. Кому-то надо обязательно быть первым во всем – это совершенно особая категория детей, так называемые дети-перфекционисты. Они потенциальные отличники, которым нужна лучшая оценка, лучший ответ и вообще все лучшее. Вот у таких детей бывает очень тяжелый откат, поскольку им должно быть либо максимально хорошо, либо никак. Третья категория – коммуникаторы, которые ходят в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы общаться. Если у них общение хорошо складывается, то нет проблем, они с радостью идут в школу, даже если надо рано вставать. Если детей-коммуникаторов не очень хорошо принимает коллектив, то начинается «не хочу». Родительская реакция может как усугубить, закрепить нежелание, так и развеять «не хочу в школу» как облака. Это очень важно для психологии детско-родительских отношений: дать ребенку право не хотеть. Сказать: «Ты такой не один, многим детям не хочется идти в школу». Можно сказать: «Многим первоклассникам не хочется идти в школу», это будет конкретизирование ситуации, и добавить, что многим пятилетним детям не хочется идти в сад, многим взрослым детям – в среднюю школу. Нежелание надо сделать нормальным, вписать его в контекст, но это не значит, что мы должны с ним согласиться. Сказать: «Да, но есть одно большое «но»…» – и привести свои аргументы. Объяснить, что все равно надо ходить и добавить: «Вот знаешь, когда я был маленьким, я тоже не хотел». Есть ведь большой папа, который хочет не хочет – садится и едет на работу, есть замечательная мама, которая куда-то двигается. И это как-то утешает, означает, что это можно перерасти. И ребенок понимает, что все в порядке, его желание в пределах разумного и в этом ничего страшного нет.
Как мы будем работать дальше? Здесь уже слово за родителями. Например, пусть ребенок представит, что он не пошел в школу, и все, кто не захотел пойти в школу, тоже. Если у вас есть время и силы с утра несколько минут поговорить и включить такую важную волшебную палочку детского воспитания, как фантазия, можно представить такой «праздник непослушания», когда дети выкинули портфели, зубные щетки и лежат в кровати, едят конфеты и смотрят телевизор. Знаете, как бы сильно ребенок ни не хотел идти в школу, если вы ему предложите такой абсурдный сюжет, он посмеется и поймет, что такого не может быть, хотя хочется, и это было бы прекрасно. И когда мы включаем фантазию и игровое воображение, энергия упрямства переходит в другое пространство. Тогда ребенок начинает придумывать: «А вот если я завтра…» И на эту тему можно поговорить. Дальше можно уже придумать какое-то утешение из разряда возможных: «Давай придумаем, что бы тебя утешило». Очень важно, когда вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка идти в школу или сад, что вы делаете его не противником, а союзником и вместе справляетесь с этой ситуацией как с общим затруднением. Надо сказать: «Давай придумаем, что сделать, может, съедим что-то вкусное». Если ваш ребенок быстро собирается, можно поставить 5-минутный короткий мультик, т.е. нужен какой-то бонус, какое-то вознаграждение, что-то, чем можно это утро украсить. Главное – что вы в этот момент не стали нотацию читать, а проявили заботу. Это не значит, что вы подкрепили нежелание, нет, вы показали ребенку, как справляться с жизненными трудностями, в частности с нежеланием преодолевать себя. Это очень важно.
Из чего же складываются затруднения в адаптации? На что стоит обратить внимание?
Нужно обязательно находить время для разговора с детьми: и со школьником, и с ребенком, который ходит в сад, потому что иначе вы не узнаете, чем он живет. Обычно, когда детей спрашивают: что было, они говорят: «Ничего». Можно задавать не прямые вопросы, а косвенные, чтобы вывести ребенка на нужные фразы, слова. Можно рассказать историю из своей жизни: «Знаешь, когда я была маленькая, у нас была учительница по труду, и она страшно кричала. И мы все вздрагивали, боялись, руки дрожали, полоски не клеились. А когда я большая стала, то поняла, что у нее просто голова болела». Это будет некая ассоциация по теме, вслед за этим ребенок может сказать, что да, у нас физрук так орет, что у некоторых искры из глаз. По ассоциации может вытянуться какая-то информация. Это очень важно – помогать высказаться и все знать. Было бы очень хорошо понимать, насколько ребенок принят в классе. Это сложно сделать в течение первых месяцев, но в течение первого года будет более или менее понятно. Потому что начинаются дни рождения, и рейтинг вашего ребенка будет ясен: он пропорционален тому, на сколько дней рождений его позовут.
А сейчас есть еще такая вещь, как отсутствие свободного общения детей с детьми. Очень часто общение детей в начале школы завязано на общении родителей. Чтобы понять, как ребенку в школе, хорошо бы его встречать. Не надо отправлять няню или перепоручать это другим людям. Может, встречать не каждый день, но 2–3 раза в неделю, чтобы вы могли увидеть других мам, учителя и почувствовать свое место в родительском коллективе. Надо обязательно найти на это время, от этого во многом будет зависеть благополучие ребенка.
Еще один момент адаптации – это школа полного дня. Среди частных школ таких много. Есть школы, которые предлагают занятия утром и вечером. И вот родители первоклассника сдают его в 9, а получают в 19 часов. Это же целый десятичасовой рабочий день! Времени на общение не остается. В таких школах учебная жизнь абсолютно закрыта. Все тетрадки, прописи вы видите только на родительском собрании, потому что нет смысла их нести домой, и так вечер поздний. И тут очень многое можно пропустить. Может, уже полным ходом идти дезадаптация, а вы о ней ничего не знали. Если вы пошли в школу полного дня, мне кажется, было бы правильно всегда держать руку на пульсе. И уводить первоклассника не в семь вечера, несмотря на все занятия, а 2–3 раза в неделю забирать его раньше и идти разговаривать. Тот, кто читал наши беседы в предыдущих номерах, знает, что привыкание длится полтора месяца. Переход для ребенка очень важен – раньше он был просто человек, а теперь – ученик.
А все внимание взрослых сводится к вопросу: какие оценки? Получается, взрослых больше ничего не интересует. Понятно, что в начале всегда много эмоций, ребенок все рассказывает, а потом уже ни о чем, кроме оценок, у него не спрашивают. И он понимает, что все его фантазии, поделки из «Лего», рисунки, успехи на роликах или на самокате никого не интересуют, интересуют только оценки. У родителей формируется оценочное отношение к ребенку.
Надо еще помнить, что вообще поступление ребенка в школу считается кризисом для всей семьи. В мировой практике так считается, потому что впервые семья предъявляет школе продукт, так сказать, своего воспитания и творчества. А если это еще и первый ребенок в семье, то на него также часто падает груз родительских ожиданий. Представьте, каково ребенку, у которого мама, папа, бабушка, дедушка сплошь отличники, медалисты да с дипломами МГУ? Конечно, эта картина утрированная, но, допустим, все учились хорошо, у всех высшее образование. Чего будут ждать от такого ребенка? Он пойдет в школу не только с тетрадками и портфелем, но еще и с грузом определенных родительских ожиданий, которым должен соответствовать. Эти ожидания могут страшно затруднять адаптацию. Для родителей вообще очень важно принять ребенка таким, какой он есть, и дома, и в школе. Знаете, как в народе говорят: чего Бог не дал, того в аптеке не купишь. Способности можно развивать, но любой квалифицированный психолог вам скажет, что если вы ждете от ребенка большего, чем он может, то рано или поздно это приведет к каким-то срывам. Нежелание идти в школу тоже может быть этим обусловлено. Малыш понимает, что не может так, как хочет и ждет от него мама, и решает, что тогда лучше никак.
Допустим, причину нежелания идти в школу выяснили. Злая учительница, плохие дети, скучно и неинтересно и т.д. Как решать проблему в каждом из этих случаев?
Так, первая проблема – злая учительница. Сначала поговорим о том, какую учительницу дети считают злой. Мы говорим о младших школьниках, и, подумав, каждый сможет ответить: злая учительница – та, которая кричит. Это с детской позиции. Мы же, взрослые, понимаем, что причина в усталости, в перегрузке. Представьте: каждое утро к вам приходят 20–25 маленьких, подвижных, энергичных детей, которых еще надо чему-то научить. У меня ощущение, что это работа дрессировщика очень высокой квалификации. Если ребенок считает учительницу злой, а вы видите, что она нормальная, ну может, немного перебирает голосом, то имеет смысл объяснить ребенку: тот, кто орет, не всегда злой. Можно опять привести пример: ты вспомни, как с Васькой не поделил машинку, вот почему ты кричал? Потому что у тебя слов не хватило, сил не хватило объяснить. Она тоже кричит. Но ты разве был тогда злой? Вот и она не злая.
Бывает, иногда учительница несправедлива, мы должны четко объяснить такой случай. Если учительница страдает ярко выраженной неприязнью к кому-то и не скрывает этого, тут нужно сразу реагировать. Проблемы такого рода обычно появляются позже, за этим обязательно надо следить. Если вы видите какую-то несправедливость, надо разговаривать, идти к завучу. Это, конечно, не самый оптимальный путь.
Можно попытаться, если в принципе учительница не злая, а ребенок у вас трудный (а таких детей полно – любое слишком заостренное качество у ребенка при работе в классе делает его трудным), пойти на разговор и попытаться привлечь учителя на вашу сторону. То есть доброжелательно, через объяснения, где-то через медицинские аргументы все объяснить. Учителя почти всегда слушают. Можно сказать: да, пусть не все успевает где-то, но мы не будем иметь к вам претензий. Конечно, учитель-профессионал поймет все сразу, но где же взять столько профессионалов? Бывает, что они еще учатся или молоды, с молодыми надо обязательно разговаривать.
Теперь о «плохих детях». Каких детей ребенок считает плохими? Тех, кто с ним не играет. А не играть с ним могут по многим причинам. Например, он слишком любит командовать, об этом мы уже в одном журнале говорили. Не принимают тихонь, тех, кто сильно отличается по росту, не важно, в какую сторону. И если у вашего ребенка пошли такие проблемы – плохие дети, со мной никто не играет – нужно ему помочь. Может, в течение осени какие-то рейтинговые позиции подрастут. Можно пригласить детей в театр, в цирк, куда-то сходить вне школы. Ведь свободного общения почти нет, общение, к которому мы привыкли, отсутствует – мы же приходили из школы и шли гулять, играть во двор. Сейчас такого нет – каждый отдельный ребенок со своей отдельной няней, мамой или бабушкой. Дети не общаются. И если вашего ребенка не приняли, то начать можно с банальной раздачи жвачек в школе, мелких ракушек, наклеек, сувениров с моря, вплоть до приглашения в гости. Все эти вещи очень работают. Можно попробовать сказать, что это не они плохие, а вы еще мало друг друга знаете, другим детям нужно время, чтобы к тебе привыкнуть. Дай Бог нам не услышать от наших детей, что им скучно и неинтересно, но в какой-то момент мы можем это услышать. Опять же русский народ придумал много пословиц: «Тяжело в учении, легко в бою», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Нужно понимать, какого рода скука. Если ребенок идет в школу и ищет развлечений, то надо объяснить, что это не то место. Да, жалко, что они не клоуны и ты не в клубе.
Часто ребенок привык, что вокруг него пляшут взрослые, как вокруг новогодней елки или около царевны Несмеяны, пытаясь развеселить. Роль школы абсолютно иная. И, может быть, ребенку, вокруг которого все крутилось колесом, нужно время привыкнуть и понять, что здесь его не развлекают, здесь он должен научиться следовать за учителем, попадать в такт, что-то воспринимать.
Возможно, ребенку реально скучно и неинтересно, потому что слишком просто. Тут стоит задуматься, потому что вы его сами могли переучить. У меня был замечательный случай в практике: мальчик научился читать-писать в 4 года, потом ходил на подготовку, при поступлении спрашивали сначала чтение, а потом вновь учили буквы. Потом первый класс и опять буквы. И он приходит из школы и говорит: «Ты знаешь, мам, я поражен: такие большие ребятки и учат буквы». В первом классе положено учить буквы. Если ребенку слишком просто, то стоит задуматься в нескольких направлениях: либо вы школу выбрали слишком слабую, либо через небольшое время программа наберет свои обороты и вашему ребенку станет нескучно. То есть нужно, чтобы он продержался какой-то период. Опять же, может быть, нужен разговор с учителем, стоит сказать: «Дайте ему индивидуально еще что-нибудь». Ну а если и то, и другое невозможно, то можно сказать: «Если ты все уже знаешь, то посиди и попридумывай себе какую-то волшебную страну». Только учтите, что это очень опасный путь и он не для всех, потому что ребенок может виртуозно научиться отвлекаться от всего вокруг.
Что делать, если сами родители недовольны школой, поняли, что ошиблись с выбором?
Сложный вопрос. Дело в том, что ребенок реагирует на школу эмоционально, а не рационально. У родителей бывает та же история. Очень часто бывает, что мама не заняла в коллективе родителей место, которое хотела бы. Или, например, учитель не столько пляшет перед их ребенком, как хотели бы родители. Не стоит ребенка дергать, не подумав. Приведу неудачные случаи из практики. Например, ребенка записали в две школы, он ходил в обе, а выбрать не могли. Ребенок не понимает, что происходит и где он находится, чувство реальности пропадает. А родители-то хотели как лучше. Если вы недовольны – подождите. Первые 1,5–3 месяца выводы делать рано, а если ваши недовольства укрепляются, то только со второго полугодия спокойно подыскивайте варианты. Но вся ваша работа по поиску и переходу должна быть абсолютно скрыта от глаз ребенка. Иначе он начнет отвыкать от школы, класса, появятся подозрения. Только когда вы уже совсем твердо решите, начинайте готовить его к этому. Но идеально, конечно, не скакать.
Какими в идеале должны быть отношения родители – учителя и родители – родители?
Хороший вопрос. Для отношений родители – учителя важны два пункта. Первый – это контакт, второй – дистанция. Есть ведь несчастные учителя, которых мамы одолевают ежевечерними звонками. Это ненормально. Если ребенок пошел в школу, нужно понять, что у него началась своя жизнь, которую вы не можете полностью проследить. Очень важно не завязывать все школьные неуспехи и трудности ребенка на себя. И потом, надо понимать, что, делая дорогие подарки учителю, вы ставите его в неловкое положение перед своим же ребенком. Хороший учитель справедлив, ко всем более или менее одинаково относится, у него нет любимчиков. И родители, которые дарят не от класса, а от себя дорогие подарки, особенно когда это вариант «состоятельные родители – обычная школа», в первую очередь ставят в неловкое положение ребенка. Тут нужно вспомнить все свои навыки работы, проводить очень тонкую политику. Если вы действительно хотите учителя поддержать, а не купить, то надо, чтобы ребенок об этом не знал. Потому что ребенок может сказать: «Мы Марье Ивановне подарили подарочную карту в магазин – и у меня 5». Родители – родители. Обычно эти отношения в классе очень насыщенные, у нас, по статистике, большинство семей с одним ребенком, с двумя детьми семей меньше. Для каждой семьи ребенок сверхважен. Получается, что родители в курсе написания всех крючков, тонкостей решения всех задачек и общество «родители – родители» просто гудит. Если у вас получится не сформировать коалицию, когда ребенок дружит с теми детьми, с чьими родителями общается мама, то хорошо.
Каким должен быть оптимальный режим дня первоклассника?
Все 33 занятия и кружок по фото должны наваливаться на первоклассника постепенно. Нервные потрясения часто связаны не столько со школьной нагрузкой, сколько с внешкольной. Обычно в первом классе отдают на английский, на музыку, в бассейн и на гимнастику. Ребенок не выдерживает, это ведь еще и переезды. Можно выбрать столько занятий, сколько хочется, но дальше смотреть, что нравится ребенку, а что ¬нет, и последнее исключать. Нормальный режим – это когда во второй половине дня всего одно занятие. И желательно, чтобы один день был без занятий. Один день обязательно ребенок должен дышать. Не в промежутках между занятиями, когда один мешок положили, другой взяли, бутерброд съели и пошли дальше. Понимаете, тогда в результате, особенно к зиме, никому уже никуда не захочется. Если уже лень в начальной школе, то в средней школе падает мотивация обучения. Желание учиться пропадает, куда-то ходить тоже не хочется. Возникает только одно глобальное желание – лежать и «ковырять в носу». И оно абсолютно законно. В расписании дня вашего первоклассника должно быть место для отдыха, не для сна, а для «ковыряния в носу», но узаконенного. И прогулка обязательна: ролики, велик, акцент должен быть на этом. А то некоторые мамы говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня и у моего секретаря». Это плохой показатель, особенно для первоклассника. Тяжело совятам, они подстраиваются под родителей и очень часто ложатся не пойми когда. Привыкать надо, переламывать биоритм, а ложиться надо приучать рано, недосып накапливается как снежный ком, и к ноябрю-декабрю ребенок придет истощенным, возможны головные боли. Если ребенок перевозбужден, то нужно обязательно поплавать в ванной, поплескаться в душе, то есть «прополоскаться» в воде не менее 15–20 минут.
Как проводить выходные дни?
В первое полугодие важно не перегружать выходные. За выходные вы легко можете сбить весь режим, который худо-бедно за неделю наладили. Не стоит пытаться впихнуть в эти дни все впечатления и поездки. В идеале должна быть просто прогулка с папой и мамой в парке, в лесу, чтобы ребенок мог это «переварить». Можно поиграть, встретиться с друзьями, которые были еще до школы. В выходные надо возвращаться в дошкольную жизнь: с утра повалялись, вкусненько поели, хорошо погуляли. Это не должны быть выходные делового человека, не надо строить их по принципу: ты теперь большой, в школе, и мы с тобой за выходные успеем все. Выходные надо проводить семьей. Первые 2–3 месяца не нужно много шумных компаний, и так идет социальная перегрузка. Если у вас каждые выходные собираются гости, то надо менять характер впечатлений. Надо избегать и обучающих поездок в музеи – учить чему-то в выходные неразумно.
Екатерина Бурмистрова - практикующий психолог по вопросам детской, возрастной и семейной психологии, автор