О сказках
Новый год с его ожиданием чудес, Щелкунчиком и запахом мндаринов позади, и есть время оглянуться и задуматься - что же делает этот праздник таким волшебным, таким необыкновенным, и отчего вообще в новый год и взрослые, и дети верят в сказку? А может быть, не зря?
Зачем же детям сказка, волшебная или наоборот, слишком правдивая? Когда нужны нам сказки?
Сказки, конечно, нужны всегда, в них мудрость, связь поколений; и замысловато спрятанные советы, как поступать в определенных ситуациях, и выражение многих чувств, о которых сложно говорить прямо, и возможность моделирования ситуации... Конечно, смысл многих историй спустя века бывает сложно понять, какие-то фрагменты и важные смыслы теряются, но духовно, бессознательно, - сказка делает нашу душу шире и больше. Очень многие дети принимают сказки близко к сердцу, поскольку сразу чувствую единение с главным героем, и тем самым расширяют свой небогатый пока опыт. Для детей в сказках конечно привлекательна особая идея - в воображаемом мире возможно многое из того, что недоступно в реальности, мир в сказке - модель реального мира, а с учетом того, что дети познают реальный мир через его моделирование, через символизм, - развитая фантазия и принятие сказочных «правил игры» могут помочь ребенку в становлении его как личности во взрослом мире.
Я очень рекомендую тому, кто разочаровался в сказках сам, почитать книгу Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками», это замечательная книга о сказках и внутреннем мире женщины, меняющая во многом взгляд на жизнь.
Сказки тоже бывают разные. Добрые, печальные, злые, волшебные, народные, авторские... И конечно бывают сказки, совершенно не привлекающие, проходящие мимо сердца, - и сказки, которые не можешь забыть всю жизнь, оставляющие глубокий след в душе. А сейчас появился еще один вид сказок - сказки терапевтические. Их используют психологи для того, чтобы помочь ребенку или взрослому справиться с трудностями. Этот метод называется сказкотерапия, и в нашей стране он получил определенное развитие. Метод этот достаточно бережный и в целом для детей очень подходящий. Его идея состоит в совместном придумывании психологом и клиентом его индивидуальной сказки, и через эту придуманную и прожитую модель меняется и реальность, эмоции и ощущения человека.
Как же сказка приходит в нашу жизнь? С самых простых народных сказок, с колобка и курочки рябы (о философском и символическом смысле которых пишутся научные работы) - до сложных, многослойных авторских сказок, вроде того же Щелкунчика Гофмана. Кроме всем известных сказок сейчас выпускается огромное количество совеременной, в т.ч. переводной детской литературы с совершенно волшебными сюжетами, так что каждый ребенок, мне кажется, может найти себе сказку «по вскусу», если только будет слушать сказки.
Конечно, в первых сказках простые сюжеты, но даже там можно отыскать глубокий смысл и уроки человеческих отношений. Если читать сказку внимательно, можно заметить, что в ней нет ни единого лишнего слова; а если вникать именно в семантику, в исторически сложившиеся смыслы, скрытые за словами, то можно прийти и к каким-нибудь неожиданным выводам. А еще удивительное в сказке то, что каждый, читающий ее, найдет в ней что-то свое, созвучное струнам своей души, и даже порой поймет по-другому. Оттого в сказках можно черпать и целительную силу, и поддержку, и мудрость.
А как насчет страшных сказок? Бабы Яги с ее избушкой, Кащея, сказок братьев Гримм, наконец, от которых порой кровь стынет в жилах? Нужны ли они? Наверное, не все. Но все же нужны, так же, как дню нужна ночь, а добру - зло. Хотя некоторые не любят ребенку читать «ужасные истории», мне кажется, тем самым они не только обедняют восприятие мира ребенком, делая его более однобоким, но и не готовят ребенка к возможным опасностям настоящего мира. К тому же, дети многие вещи, которые кажутся взрослым страшными, понимают не полностью, а лишь частично, как бы символьно, - достаточно, чтобы понять, но недостаточно, чтобы испугаться.
А как читать сказку детям? Может быть, важно каждый день читать яркие, красочные книжки, или проигрывать по ролям, с разными интонациями, а может, важнее волшебные истории, рассказываемые реже, тихим голосом, в свете ночника? А может, кто-то любит «разбирать» сказку с ребенком, задавать уточняющие вопросы, наконец, играть в нее после прочтения? Наверно, на эти вопросы каждый родитель сам найдет ответ, потому что у каждого из нас свои отношения с миром сказки. А если дверь туда закрыта слишком долго, может быть, пора ее открыть?