Игры с кубиками Зайцева (от 2 до 4 лет)
Как и любые кубики, зайцевские предназначены, в первую очередь, для игры. Не стоит сразу говорить малышу, что его ждут занятия. Предложите ему просто поиграть. И вы сами не заметите, как через несколько месяцев ваш сынишка или дочурка будет читать все подряд.
Предлагаем несколько очень простых игр для занятий с кубиками. Когда вы с крохой их освоите, вам будет легко придумать новые. Только, запомните: никакого насилия!
Пишем слова из кубиков
Начинайте с самого простого, постепенно переходя к более сложным заданиям. В начале вы находите нужные кубики и склады и просите ребенка поставить их рядом. Например, возьмите 2 кубика со складами МА, дайте ребенку в руки и предложите поставить на полку. Когда малыш это сделает, похвалите его за то, что он сам написал слово мама. Повторите то же самое со словами «ПАПА», «БАБА», «КАША», ЖАБА» и т.п.. Далее научите малыша на примере этих же слов самостоятельно находить нужный склад. Затем покажите (опять же на примере этих слов), как находить нужный кубик. Далее, называя слово, допустим «КАША», произнесите первый слог КА и спросите ребенка, какой именно нужен кубик. Если он не может сообразить, скажите «КА ищем на кубике КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К», и так далее. Постепенно уменьшайте количество подсказок.
Игра «Озвучим кубик»
В эту игру с удовольствием и довольно долго играют как двухлетки, так и первоклашки,
Она часто помогает вывести неговорящих малышей в речь. Суть игры такова: ребята из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим.
Игру можно усложнить, пропев все грани кубика, принесенного ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:
1. Вся игра должна занять как можно больше пространства вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между вами и столом (ходить не смогут, это точно!), тем лучше.
2. Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и слова см. в таблице, сл. на кассете).
3. Кубик должен быть выбран самим ребенком. Если дитя принес вам маленький железный, значит, исполняем соответственную песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й. Маленькие беленькие озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: Курица . (.) Курица ? (?) Ку-урица-а ! (!) Не курица, а петух (,).. Проговаривая подобный текст, в нужном месте показываем знак.
4. Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывайте, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитываем исключительно на эмоциональную память и не требуем повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами ( поздравляем! Это значит, что вы на правильном пути. Поощряйте, но не настаивайте! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести, позвольте им получить в достатке эту радость. Просто будьте готовы поддержать, когда это произойдет естественно!
5. Не ограничивайте ребенка во времени. Дайте наиграться всласть, пока не начнет отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности.
Игра «Паровоз»
Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д. ? Как это делается? Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его.
Пусть малыш повторит. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала ваш палец (или игрушка) передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.
На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.
Игра «Смешные слова»
Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.
Игра «Поющие башенки, говорящие башенки».
Если кроха сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре Какой кубик тебе спеть?. Только помните о взгляде ребенка — во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой.
Игра «Братишки и сестренки»
Объясните: У всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С ( несколько раз повторите). Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.
Игра «Обед»
Предложите малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш ребенок захочет добавки.
Игра «Зоопарк»
Пусть кроха назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).
Игра «Магазин»
Выберете какой-либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.
По аналогии можно придумать игры «Путешествие», «Больница», «Кафе», «День рождения» и многое другое